С Рождеством Христовым!🌟 В день Рождества Христова И ска­зал им Ангел: не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям (Лк. 2:10). Это гово­рил Ангел пас­ты­рям виф­ле­ем­ским, быв­шим в поле в ту ночь, когда родился Гос­подь наш Иисус Христос. Пас­тыри виф­ле­ем­ские были по внеш­но­сти, веро­ятно, не лучше или немного лучше наших нынеш­них пас­ту­хов, то есть чуть не послед­ние люди в городе. Но, слу­ша­тели, какой мило­сти они спо­до­би­лись! Гос­подь Сво­его Ангела посы­лал ска­зать им о рож­де­нии Иисуса Хри­ста, и они пер­вые из всего рода чело­ве­че­ского покло­ни­лись ново­рож­ден­ному Спа­си­телю мира. Чем же они заслу­жили эту милость Божию? Конечно, не тем, что, может быть, они одни в ту ночь не спали, хотя не спали по делу нуж­ному, честному. Итак, чем? Низки были они по зва­нию и чер­ной рабо­той зани­ма­лись, но, видно, высоки были по душе, выше мно­гих своей доб­ро­той и чисто­той. В самом деле, всмот­римся в них повни­ма­тель­нее, и мы это увидим. Ангел ска­зал им: «Не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам радость вели­кую, кото­рая будет всему народу». Итак, радость вели­кая будет не им одним, а и всем, всему народу. Зна­ете ли, что на их месте сде­лали бы люди низ­кие, чер­ные серд­цем, черст­вые душою?.. «А, так не нам одним будет вели­кая радость, а всем, всему народу! Что же нам и торо­питься смот­реть?» Так бы ска­зали и не пошли бы, и оста­лись бы у сво­его дела. Не так сде­лали пас­тыри виф­ле­ем­ские. Как только они услы­шали, что будет радость, и радость всем, не им одним, тот­час все свое оста­вили, бро­сили и пошли в Виф­леем посмот­реть, что там слу­чи­лось, что там за радость Божия роди­лась, от кото­рой все люди будут радоваться. Да, чело­века низ­кого, чер­ного серд­цем, черст­вого душой общая радость не весе­лит, не зани­мает; он, если раду­ется, раду­ется один, вовсе не думая о дру­гих, веселы ли они. Он сыт, спо­коен, дово­лен, а дру­гие? Что ему дру­гие? Лишь бы он был сыт, спо­коен, дово­лен. Он даже и не рад бывает, когда дру­гие раду­ются или когда ему надобно делить радость свою с дру­гими. А людей, вели­ких по доб­роте, по чистоте сердца и души, радует радость общая; они весе­лятся, когда знают, что весело всем. Да, зна­чит, велик тот душой и серд­цем, в ком отра­жа­ется, вме­ща­ется радость о мно­гих, у кого достает уча­стия ко всем. Мал, напро­тив, зна­чит, чело­век, низок душой, сжат и черств серд­цем, когда у него нет места для радо­сти о дру­гих, когда ему ни до кого, а только до себя. Мы удив­ля­емся ино­гда, отчего неко­то­рые люди не делят радо­стей с нами в Церкви, радо­стей свя­тых, Боже­ствен­ных: именно это оттого, что они не чисты серд­цем, не добры душой, наше весе­лье не по их чер­ной душе, наше радо­ва­ние со всеми и о всех невме­стимо для их сжа­того сердца. Им даже непри­ятно, досадно, что мы Богу слу­жим, что мы о Гос­поде раду­емся. О, да как же это можно, не говорю доса­до­вать, а как можно не радо­ваться, когда смот­ришь или слы­шишь, что чело­век Бога сла­вит, Бога хва­лит, поет, вели­чает! И на языч­ника пора­ду­ешься, когда тот по-сво­ему молится Богу и раз­дает мило­стыню бед­ным, ибо, видя это, тут же уве­ря­ешься, что Гос­подь пошлет когда-нибудь Сво­его Ангела к нему ска­зать, что он дол­жен делать для сво­его спа­се­ния (см.: Деян. 10). Только одни враги рода чело­ве­че­ского могут доса­до­вать, не радо­ваться на наше слу­же­ние Богу; для тех вся­кий Божий свет нестер­пим, и вся­кое заня­тие свя­тое про­тивно. Так, пас­тыри виф­ле­ем­ские, эти низ­кие по сво­ему зва­нию и заня­тию люди, удо­сто­и­лись пер­вые уви­деть и покло­ниться Иисусу Хри­сту потому осо­бенно, что были добры душой и чисты серд­цем. Доб­рота души к Богу чело­века при­во­дит, и чистые серд­цем Бога узрят. Не поду­майте, впро­чем, слу­ша­тели, что доб­рота души и чистота сердца бывают досто­я­нием только людей про­стых, низ­ких по зва­нию и заня­тию. В выс­ших это вели­чие еще ско­рее уви­дите. Тот, кото­рому одному мы ныне тор­же­ственно поем веч­ную память, кото­рого во все веки будут все вели­чать бла­го­сло­вен­ным, чем заслу­жил такую память и такое бла­го­сло­ве­ние, как не чисто­той и доб­ро­той своею? Да, чистое сердце Алек­сандра I могло успо­ка­и­ваться только миром Европы, и доб­рая душа его могла уте­шиться только радо­стью всего мира. О, ста­рай­тесь, слу­ша­тели, чтобы у вас было сердце чистое и душа доб­рая, чтобы все вам близки были и все доступ к вам имели; тогда будете вы Богу близки и будете иметь к Нему доступ, нако­нец, будете с дерз­но­ве­нием покло­няться Ему уже не на земле, в яслях лежа­щему, но на Небе, на Пре­столе славы сидя­щему с Отцем и Свя­тым Духом. Аминь. Проповеди протоиерея Родиона Путятина

Теги других блогов: пасха рождество Христос